Поиски "Эльдорадо" (Перу)

С незапамятных времён человека тянуло ко всему неизведанному, и даже индустриальная цивилизация не смогла умерить в нём дух первооткрывателей. Сейчас, как и прежде, в человеческой душе часто дремлет несокрушимый миф об "острове сокровищ", независимо от возраста человека, его общественного положения или места рождения. Эта древняя мечта вновь просыпается в глубинах сознания людей, желающих раскрыть тайну исчезнувшей цивилизации. И едва ли не самая соблазнительная и стойкая мечта человечества за всю его историю - легендарный город Эльдорадо, поглощённый лесами в недоступном районе Амазонии; уже почти пять веков эта легенда покоряет воображение западного мира.
Скептики говорят, что всё это грандиозный обман, исследователи предпочитают игнорировать эту тему, но значительная часть людей хочет воспринимать Эльдорадо как реальность. Великие легенды, передаваемые из поколения в поколение, содержат в себе достоинства, признаваемые большинством, и тонкая грань между реальными фактами и вымыслом, часто растворяется. В глубине души мы хотим, чтобы на нашей планете всегда были какие-то тайны. Нам нужна надежда на приключение, которая воспламеняет наше воображение. Мало кто не испытывает эмоционального трепета, слушая рассказы об Эдеме, земном рае, или споры о том, где находилась мифическая Атлантида, или рассуждения о Трое.
В этой истории не столь важно достижение цели, сколько сам факт вовлечённости в захватывающее приключение. Самое прекрасное в поиске - это сам поиск. История золота в Перу насчитывает три с половиной тысячи лет. На протяжении всех этих столетий реальность смешивалась с мифами и легендами, сохранившимися до наших дней. Легенды рассказывают об инкских и доинкских храмах, наполненных золотом, золотых реках, несущих в своих водах огромные количества этого драгоценного металла, и неисчерпаемых залежах под заснеженными вершинами Анд.
Реальность или вымысел? Бесспорно одно: историки и хронисты времён Конкисты уверяют нас, что только в Перу было больше золота, чем во всём остальном мире, и его количество, что испанцы отправили на родину, не идёт ни в какое сравнение с тем, что осталось спрятанным. Возможно, именно отсюда происходит легенда об "Эльдорадо" - месте, где всё сделано из золота и где есть озеро, делающее золотым всякого, кто окунётся в его воды.

Только в 1559 году, в течение восьми месяцев, из Перу в Испанию было перевезено золота и серебра на тридцать пять миллионов дукатов. (По тем временам это были баснословные деньги.) И так продолжалось несколько десятилетий.
Между тем, вот что писал Гарсиласо де ла Вега в "Истории государства инков":
"Говорят, большую часть сокровищ инки спрятали после того, как увидели, сколь жадными до золота и серебра оказались испанцы, и они сокрыли их таким образом, что сокровища никогда больше не обнаруживались, и нет надежды, что обнаружатся, разве что случайно".

В центре Лимы, столицы Перу, мы встретились с президентом географического общества страны Раулем Парра Маса для того чтобы услышать от специалиста что же скрывается за легендой об Эльдорадо.
"Вы обязательно увидите дороги древних инков и если пройдете по ним до конца, возможно, обнаружите удивительные вещи. Здесь, в Перу, открыта и исследована лишь небольшая часть объектов, связанных с историей инков. Я не удивлюсь, если будет открыто, например, новое Мачу-Пикчу или другое, не менее крупное поселение и даже целый город, а основные богатства инков, как известно, ищут уже несколько столетий"


Еще Колумб, в 1502 году, во время своего четвертого путешествия, слышал у берегов Дарьенского залива от индейцев о некой "золотой стране", лежащей за горами у другого моря. Страну под названием Биру (или, иначе, Перу) искали более 20 лет, и только в 1526-ом году предводитель конкистадоров, Франциско Писсаро и его соратники достигли вожделенной земли инков и очень быстро убедились, что это действительно сказочно богатое место. Индейцы с дружелюбным любопытством приняли испанцев и простодушно рассказали им о подземных храмах, облицованных золотом, о чудесных садах, в которых росли живые цветы рядом с их драгоценными копиями.
Наша экспедиция поставила целью узнать как можно больше о легендарной стране Эльдорадо и если воможно, найти следы золота, которое спрятали инки, спасая свои драгоценные игрушки от жадных чужаков. Мы прекрасно понимали, что шансов у нас не много, уже несколько веков люди безуспешно ведут эти поиски и тем не менее, мы решили рискнуть. Тогда нам казалось, что единственный способ разгадать эту тайну - научиться думать так, как думали инки, чувтсвовать как они. Для этого нужно было погрузиться в атмосферу их жизни и, разумеется, пройти тем гипотетическим маршрутом, которым они много веков назад увозили свои сокровища.
Мы были полны энтузиазма отыскать затерянный золотой город, который человечество ищет уже на протяжении многих столетий.
Отправляясь в экспедицию, мы еще не знали сколько трудностей, лишений и опасностей ждет нас впереди. И хотя мы были далеки от целей конкистадоров, нам в полной мере пришлось пережить многое из того, с чем столкнулись они.
Древнейшее из найденного в Перу золота было обнаружено в Вайваке, маленьком поселении неподалёку от Андауайласа. Исследования показали, что эти изделия относятся к середине второго тысячелетия до н.э.
Память целого народа, древнейшей цивилизации не может бесследно исчезнуть. Так рассуждали мы, отправляясь в экспедицию. Внимательно изучив старинные документы и карты, мы убедились, что инки могли вывозить золото с побережья Перу только одним путем: поднявшись в горы. Мы знали, что это трудный путь, но тем не менее пошли.
В первые же дни экспедиции мы встретили индейцев, жителей горных районов Перу. Именно там мы впервые почувствали, что время никак не повлияло на этих людей. Их быт, внешний облик, уклад жизни был совсем не похож на жизнь современного человека. Поднимаясь в Анды, мы уже не были современными людьми, мы приближались к психологическому состоянию людей 16 века. И тем дальше казалась нам наша цель. Иногда мы просто забывали о ней, погружаясь в суровую природу гор Южной Америки.
Горные перуанцы мало что знали о золотом городе или не хотели нам говорить. Еднственное, что нам удалось узнать -- это примерный маршрут через горные перевалы, в те места, где можно было узнать больше. Правда, индейцы вызвались нас проводить.
Мы вспоминали то, что нам было известно о экспедициях, искавших золото инков.
Первым свою цену за эти поиски заплатил Гонсало Хименес де Кесада - одна из самых значимых фигур в покорении испанцами Южной Америки. На его экспедицию обрушилась череда напастей, приведшая к гибели 250 одетых в стальные доспехи испанцев и 1500 индейцев-носильщиков.
В 1538 году потомок немецких аристократов Филипп фон Гуттен, привлечённый великими географическими открытиями, писал, пройдя перед этим 1500 миль по незнакомой стране: "Только Господу Богу да нам самим известно, какие лишения, голод и страдания перенесли мы за эти три года. Я преисполнен восхищения человеческим духом, сумевшим так долго выдерживать эти ужасные испытания. Нам приходилось есть насекомых, змей, червей, коренья и даже жрать человечину, преступая законы естества…" Семь лет спустя его новая экспедиция, с 500 пешими и конными участниками, обернулась трагедией, закончившись обезглавливанием первопроходца.
И другие дерзкие конкистадоры тоже столкнулись с тяжкими испытаниями: Эррера, Федерманн, Балалькасар и многие другие бесстрашные путешественники. Все они годами скитались по неизведанным землям, часто сбиваясь с пути в горах и бескрайнем лесу. Они путешествовали "с ощущением, что их жизнь висит на волоске".

Вот отсюда, с озера Титикака, где начиналась империя инков, Верховному Инке доставляли свежую рыбу, с гонцами, которые бежали в горы, в столицу, город Куско, по превосходным дорогам, проложенным по всей империи.

Сколько тысяч ног прошло по этим камням, прежде чем здесь появились мы? Если бы камни могли говорить, они наверняка раскрыли бы нам великую тайну империи инков. Но к сожалению, современный человек не умеет слушать окружающий мир, замкнувшись в своей железобетонной скорлупе и считая себя повелителем бесконечного пространства.
Мы все больше погружались в атмосферу древности.
Страна инков простиралась на тысячи миль. Своеобразной ее осью служили Анды. Северные границы лежали выше экватора, на юге они доходили до Южного тропика. На востоке рубежи были зыбкими. На западе страну омывал океан, на юге простирались чилийские земли, но доступ туда преграждала пустыня Атакама.
Когда в этой огромной стране появились конкистадоры, мира там не было, инки враждовали. Более, того, в Перу тогда уже было две столицы: Куско и Кито, северная столица. Двое принцев Перу, внучатые племянники девятого правителя инков Пачакути, Уаскар и Атауальпа, боролись за власть. В результате изнурительной гражданской войны победил Атауальпа. Это случилось в 1532 году, как раз в то время, когда Франциско Писсаро вернулся из Испании в Новый свет, доложив королю Карлу Пятому о несметных богатствах Перу и получив от него высочайшие полномочия. В распоряжении Писсаро было 160 отчаянных авантюристов, вооруженных до зубов. Это было почти ничто по сравнению с многотысячной армией Атауальпы, и, тем не менее, Писсаро удалось хитростью пленить Верховного инку и в немыслимо короткие сроки завоевать его империю.
А примерно за сто лет до завоевания Перу испанцами Верховный Инка Пачакути, который предвидел падение великого государства, построил город Мачу-Пикчу, город, где жрецы могли останавливать солнце…
Сегодня Мачу-Пикчу - это сердце Перу. Сейчас 6 часов утра и пока невесомые облака медленно сползают с древних строений, я вспоминаю историю открытия этого чуда средневековой архитектуры в начале 20 века.
В 1911 году выпускник Йельского университета, отважный путешественник Хайрем Бингхем приехал в Перу. В его планы входило ни больше, ни меньше, как отыскать мифический, спрятанный в джунглях город Вилькабамба, который инки якобы основали после завоевания Перу испанцами и где спрятали свое золото, вывезенное из империи. Выйдя из города Куско, Бингхем переправился через реку Урубамба и оказался в диком и угрюмом месте, на высоте 7000 футов над уровнем моря. Поднявшись еще выше, ученый был вознагражден за свои труды. Он не верил своему счастью, когда бродил среди заросших руин древнего города, открывая одно чудо за другим: Королевский мавзолей, Храмы Солнца, широкую площадь, десятки домов. Бингхем подумал тогда, что открыл Вилькабамбу. Но оказалось, что это не так.
Вспоминаются слова президента Географического общества… Неудивительно, что в таких труднодоступных горах этот огромный комплекс просуществовал незамеченным многие столетия. А на горизонте вокруг теснятся сотни и сотни подобных каменных плато…
Мы не зря проводим наши съемки именно здесь - ведь благодаря этому городу мы имеем возможность перенестись в 16 век, представить себе как жили люди в государстве инков, как был устроен их быт и что представляли собой культовые сооружения - храмы высеченные в цельной скале, причудливые каменные изваяния. Это очень важно для нас - ведь мы будем искать точно такой же город - последнее пристанице инков- или его развалины…
К полудню мы добираемся до центра Мачу-Пикчу - места, где "привязывали солнце". Предположительно, здесь жрецы инков 21-го или 22-го июня, во время солнцестояния, "останавливали движение солнца и привязывали" его к каменному столбу в одном из храмов. Эти вырубленные из камней здания могли быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней солнца во время весеннего и осеннего равноденствия, устраивая великолепные праздники, посвященные Солнцу.

Слово инка означает господин, король, или император - словом, мужчина королевской крови. Понятие Сапа Инка значит - единственный господин.
Первый правитель, инка Манко Капак однажды рассказал своим соплеменникам, что он и его жена - дети Солнца. Их небесный родитель опустил их на остров, расположенный посреди озера Титикака. Именно на этом острове, по преданию индейцев, впервые после Великого Потопа люди увидели солнечные лучи. Бог-солнце отправил своих детей к самым варварским племенам Земли, чтобы научить их вере и человеческой жизни. Так дети Солнца стали править индейцами Южной Америки.
С тех пор индейцы стали строить храмы, посвященные Солнцу и приносить ему обильные жертвы и дары, сделанные из драгоценных металлов.
Каждый год на всех главных праздниках, которые проводились в честь бога Солнца, инки подносили ему так много золота, которое использовалось для украшения храмов, что изобретали едва ли не каждый день новые символы величия; все золотых дел мастера, которые находились на службе Солнцу, не занимались иными делами, кроме как изготовлением и повторением в металле этих символов. А золота в недрах Перу было очень много.
Заметив алчный блеск, который появлялся в глазах бородатых пришельцев, когда они видели золото, плененный король Атауальпа решил откупиться. Он пообещал наполнить комнату размерами 22 фута на 17 золотом и дважды набить серебром индейскую хижину.
Это была роковая ошибка Верховного Инки. Вместо того, чтобы получить свободу в обмен на золото, Атауальпа, раскрыв испанцам какими несметными сокровищами владеют инки, подписал себе смертный приговор. Испанцы были уверены, что и сами смогут найти и отнять золото, причем гораздо больше, чем им было предложено. Сначала они задушили Атауальпу, потом сожгли часть тела, а другую его часть предали земле. Таким образом вождь инков утратил возможное бессмертие.
Инки верили, что в образе мумий они будут жить вечно. Поэтому считалось обязательным мумифицировать, сохранять тела умерших вождей. К мумиям индейцы относились как к живым. Мумии в пышных одеждах восседали на тронах, им прислуживали, их кормили, поили, носили "в гости" к другим мумиям и живым правителям, спрашивали у них совета.
Богатство знатного инки оставалось его собственностью и после смерти. Педро Писсаро, кузен знаменитого конкистадора, писал, что "большая часть населения и всех богатств принадлежала мертвецам". Выходит, сокровища инков были собственностью умерших, то есть, тех самых многочисленных мумий, которые бесследно исчезли незадолго до того, как Куско заняли конкистадоры. Не связано ли это с исчезновением золота и не вместе ли они скрыты от людских глаз? Испанцы в это верили и многие годы искали мумии, но нашли только троих Сапа Инка, которых вскоре уничтожили.

От горных жителей Перу мы узнали, что есть в Андах одно племя индейцев, которое хранит традиции инков. Племя керос очень мало соприкасается с современным миром. Мы поняли, что нам нужно делать прежде всего, у нас появилась ясная тактическая цель: найти индейцев керос и попытаться узнать у них что только возможно о существовании золотого города Эльдорадо. Но как их искать? Где? Никто не мог нам толком ничего объяснить.

То, что увидели испанцы в Перу, превосходило самые смелые фантазии. В своих домах индейцы не вешали ковры на стены, ибо стены были облицованы золотыми и серебряными пластинами. Инки так усеивали стены золотыми ящерицами, бабочками, мышами и змеями, что казалось, будто они карабкаются вверх и вниз. У инков были целые золотые поля маиса (кукурузы) в натуральную величину с листьями, початками и стеблями, с корнями и цветами. Из золота и серебра инки делали кроликов, лис, диких кошек, оленей, тигров и львов в натуральную величину.
Вот что пишет историк о сокровищах одного из королей инков: "Вся посуда его дома, стола и кухни была из золота и серебра. Он имел в своих внутренних покоях полые статуи из золота, которые казались гигантами, и точные, в натуральную величину фигуры всех животных, птиц, деревьев и трав, которых родит земля, и всех рыб, которых выкармливают море и пресные воды королевства. У него были веревки, мешки для зерна, корзины и амбары из золота и серебра, груды палок из золота, похожие на наколотые для сжигания дрова. Иными словами, все, что имелось в его землях, было у него скопировано в золоте, и рассказывают, что на острове недалеко от Пуны у инков имелся даже сад, куда они отправлялись отдыхать, когда им хотелось побыть у моря. В этом саду зелень, деревья и цветы, животные, змеи, ящерицы, улитки и бабочки, птицы - всё было из золота и серебра. Такие сады существовали во всех королевских домах, но испанцы видели только один, ибо как только они вошли в Перу, индейцы разобрали свои сады и спрятали сокровища".

Если индейцы керос - единственные оставшиеся хранители древних традиций инков, то мы просто обязаны были их разыскать.


Бесконечный серпантин, от которого кружится голова, неожиданно оборвался. Перед нами долина, сжатая со всех сторон высокими горами. Очень удобное место для поселения. И действительно, перед нами проступают из травы основания стен, веером расходятся прямые как стрелы улицы огромного города. Теперь он почти не виден и археологи открыли его совсем недавно. Название этого места - Пикильякта. Поражают размеры и геометричность крупного города. Мы проводим здесь почти целый день изучая археологические находки: глиняные кувшины причудливых форм, обломки каких-то орудий, скульптуры. Перед нами обломки одной из самых развитых цивилизаций Южной Америки.

В этой долине мы узнали, что индейцев керос следует искать в поселке Паукартамбо. Добираться туда пешком было немыслимо и нам пришлось погрузиться вместе с индейцами и их овцами в грузовик, чтобы еще на некоторое расстояние приблизиться к промежуточной цели нашей экспедиции - к местам обитания индейцев керос, которые могли рассказать нам о древних инках
Нам сказали, что керос живут далеко, в труднодоступных горах, но некоторые из них иногда приходят в селение Пуакартамбо.

Уже ближе к вечеру мы оказались в поселке Паукартамбо. Время здесь остановилось, словно зацепившись за бронзовые фигурки карнавального шествия. Эти причудливые скульптуры главная и единственная достопримечательность, расположенная на центральной площади города. Раз в году здесь бывает карнавал, и его ждут все местные жители. Сейчас они почти все вышли на центральную площадь. Женщины одеты в традиционные шляпы и все как одна прядут шерстяные нити. Мужчины просто сидят на каменных плитах и пьют чичу - терпкое и очень сладкое местное пиво. Больше ничего не происходит, и мы чувствуем что погружаемся, как в вату, в сонную атмосферу поселка. Это последний крупный населенный пункт на нашем пути.

Глава городской общины очень охотно пошел на контакт и даже нарисовал нам примерную схему маршрута, по которому можно добраться до селения индейцев керос. Более того, он пообещал, что разыщет человека, который часто возит керос соль и муку в обмен на их изделия из шерсти. Идти туда очень трудно, долго, несколько дней, причем нужно преодолеть не один горный перевал, а это очень тяжело. Возможно Пауло поможет вам, проводит вас туда. Но только вам нужно запастись провизией, потому что эти три-четыре дня пути могут превратиться в десять дней или в две недели, а может и в месяц. Со временем в Андах происходят странные вещи.

Кажется, что джип кружится уже пятый час по одному и тому же месту. Далеко внизу по-прежнему та же долина, что и утром. Только теперь она не видна и нам кажется, что стены темноты вокруг нас скрывают тысячи неведомых опасностей. Кажется, что эта дорога никогда не кончится. Но неожиданно на нашем пути появилась глубокая и довольно широкая щель. Мы вынуждены остановиться, чтобы соорудить импровизированный мостик через расщелину, которую нельзя преодолеть даже на джипе. В горах нужно быть особенно осторожными. Несмотря на наше волнение, все прошло благополучно. Водитель джипа очень осторожно переехал по доскам щель и мы смогли двигаться дальше. К сожалению, на машине мы не сможем добраться до места назначения. В определенной точке дороги джип высадит нас и уедет обратно, а нам предстоит ночевать под открытым небом и ждать когда утром за нами придут индейцы с лошадьми. Вот мы переваливаем через гребень горы и оказываемся на маленькой площадке. Здесь мы выгружаем наши мешки и прощаемся с водителем джипа. Дальше дороги нет, она перекрыта грудой глыб, скатившихся сюда четыре года назад.
По дороге мы обсуждали правила безопасности относительно поездок верхом: ногу в стремя глубоко не засовывать, чтобы при падении можно было ее легко выдернуть, при крутых подъемах и спусках держаться за луку седла. Но когда утром пришли проводники и привели лошадей, мы с ужасом обнаружили, что ни у одной лошади нет ни седла, ни стремян - только попоны, небрежно перетянутые широким ремнем. "Здесь не используют ничего другого для поездок на лошадях", - поясняет наш проводник.

Я уже много раз убеждался в том, что человек может привыкнуть к чему угодно. Мы очень устали во время многочасовых переходов и уже почти не обращали внимания на глубокие пропасти, привыкли к узким тропинкам, таким, что наши лошади часто задевали крупом стены гор и опасно наступали копытами прямо на предательские осыпи с краю. Постепенно мы научились управлять нашими лошадьми безо всякой амуниции.
Мы ехали по очень необычным местам. Там вокруг абсолютно первобытная природа. Кактусовые рощи сменяются зарослями кустарников багрового цвета, затем вдруг появляются целые леса каких-то странных коричневых растений, похожих на растущие вверх корни. Целые километры растений без листьев.
Все время моросит дождь, тучи налетают неожиданно и щедро поливают нас холодной водой, а затем так же неожиданно выскакивает солнце. Чем выше мы поднимаемся, тем беднее становится растительность, и вот на высоте чуть меньше пяти тысяч метров вокруг остается только нечто похожее на мох.
Это самый трудный и высокий перевал на нашем пути. Дальше, за ним, лежат земли индейцев керос, до которых мы надеемся добраться к вечеру.
Керос живут так же, как жили их предки - инки, они почти не сталкиваются с цивилизацией, они - дети природы. Надеюсь, они смогут ответить на многие наши вопросы относительно Эльдорадо. Именно на них наша единственная надежда.

Пять часов продолжался наш спуск в ущелье, пробитое рекой Гран Кьеро. Казалось, все ручейки, речушки и водные потоки стекаются сюда с гор. Ни одного клочка сухой земли, мокрые мхи, блестящие камни и вода. Мы полностью мокрые. До заката остаются считанные минуты, а в горах продолжать движение в темноте невозможно, пора разбивать лагерь. Но даже признаков индейской деревни не видно.
Мы идем по самому краю каменистого берега, за которым бушует мощный поток. Проводник нервничает: этот поток еще полгода назад был тоненьким ручейком.
Деревня индейцев керос находится на том берегу в двух часах пути, но это то же самое как если бы она была на Луне. Поток невозможно преодолеть, тем более с лошадьми. Ситуация очень неприятная - ни одного сухого клочка земли и никаких деревьев, чтобы можно было развести костер и высушить одежду.
Нас спасает появившийся сверху, с крутого склона, индеец. Его зовут Паскуаль Сьерра. Он подтверждает, что этот поток действительно не перейти, слишком много дождей было в последнее время, завтра придется возвращаться и идти в обход, через перевал, а сегодня можно переночевать у него.
Трудно передать нашу радость при виде соломенной хижины размером с запорожец, но зато с потрескивающим огоньком внутри.
Здесь нам предстояло провести ночь, скрючившись в самых причудливых позах.

Следующий день стал важнейшим днем с самого начала нашего путешествия. К нашей великой радости мы вышли к поселению, где живут индейцы керос. От волнения сердце буквально выскакивало из груди. Нам казалось, что пройдет всего несколько минут и мы будем знать об Эльдорадо всё, а потом просто пойдем следом за индейцами и через некоторое время окажемся на улицах таинственного города, который человечество ищет уже несколько веков.
Гран Кьеро - так называется место, куда мы пришли - это живой город инков, почти такой же как Мачу-Пикчу, только в нем до сих пор живут люди. Поразительно, но эти соломенные крыши, предметы быта, сами люди в накидках из шерсти лам и цветных вязанных шапочках - как будто перенеслись сюда из 16 века. Я видел такие предметы и дома только на реконструкциях в музее, а здесь все это живое, настоящая. Большая удача, что мы все-таки добрались сюда, в этот город, похожий на ласточкино гнездо, прилепившееся к склону высоченной горы. Облака плывут уже под нами и вокруг нас. Кажется, эти люди живут в облаках.
Глава общины трубит в огромную раковину, подавая сигнал общего сбора мужчинам коммуны, которые трудятся на окрестных склонах, возделывая похожие на лоскутные одеяла поля картошки. К вечеру почти все индейцы, находящиеся в одном дне пути от селения, в сборе. Мы начинаем беседу, которая продлится почти всю ночь. Н для начала мы обмениваемся подарками. Это принято у индейцев.

"Да, мы знаем об этом городе, последнем городе инков, - говорит индеец Бенито Мачака, одновременно передавая три листика коки, подарок, свидетельствующих о его добром расположении. - Когда-то мы даже брали жен из долин, лежащих в десяти днях пути внизу, в сельве, но сейчас тамошние индейцы ушли дальше, и мы почти ничего о них не знаем. Дед мне рассказывал о том, что у них там есть города в джунглях и что раньше от нас к ним шла дорога, выложенная из камня, а начиналась та дорога не здесь, а в Куско".
Когда мы разговаривали с индейцами, то невольно замечали, что они по особому смотрят, говорят, двигаются. В их поведении было что-то очень древнее, иногда нам казалось, что это и есть те самые инки, которые много веков назад увозили из Перу сокровища огромной империи.
Керос не просто подтвердили существование таинственного города, но и показали куда примерно нам нужно идти. Они были уверены, что инки ушли в Амазонию, с некоторыми районами который всегда были связаны - ведь там находились плантации коки - хлеба инков - жизненно важного продукта, без которого невозможно жить и работать в горах.

Эта информация удивительным образом совпадает с той, которую мы получили от католического миссионера Хуана Карлоса Поллентини.
Я мысленно переношусь в город Куско на недели назад и вспоминаю в подробностях как мы искали падре и о чем беседовали с ним в его скромном жилище.
Хуан Карлос Полентини, католический священник, проработал на отрогах Анд, на краю перуанской Амазонии более 40 лет. Его прихожанами в небольшом поселке на реке Мадре де Диос были индейцы, принадлежащие к разным этническим группам. Сейчас падре уже почти 70 лет и его перевели на работу в более спокойный район.



Крупный, сильный человек, он немного сутулится, как будто опасаясь задеть низкий потолок своей обители, расположенной недалеко от кафедрального собора. Служба уже закончилась, и у нас есть возможность поговорить.
Падре рассказал нам о своей службе в миссии и о том, что уже давно загорелся идеей отыскать затерянный город инков. Именно от падре мы впервые услышали легенду о светлокожих индейцах, которые охраняют золотой город. Падре утверждал, что благодаря разрозненной информации, которую он получал от индейцев и по космической карте, он практически нашел место, где располагается последний город инков. Падре много времени провел в архивах Ватикана и там тоже обнаружил кое-что интересное и важное. Он рассказал нам об этом, когда вспоминал, с чего началось его увлечение идеей таинственного города.
"Я и раньше слышал о находке странной рукописи, которая хранится в архивах Ватикана. В ней говорится о том, что римским папой дается благословение на обращение в христианство индейцев в районе верховьев реки Мадре де Диос и сообщается о том, что в этом районе "имеется большое количество изделий из золота". Документ датируется концом 16 - началом 17 века. Во время моей работы в том районе я слышал о неком городе в джунглях, который охраняют светлокожие индейцы и могу засвидетельствовать, что однажды моему наставнику, падре Шелиге, вождь одного из племен подарил вот это". Он показал нам фотографию золотого Туми (ритуального ножа инков с фигуркой божества на рукоятке).

"С тех пор, признаюсь, я все время думаю о городе в джунглях, я уверен в его существовании и надеюсь что его когда-нибудь найдут", - сказал нам на прощанье падре Полентини.
Итак, мы получили уже третье подтверждение о существовании города инков, скрытого в джунглях. Яцек Палкевич, кроме того, располагает данными спутниковой фотосъемки и вся эта информация указывает на один и тот же квадрат на карте - точку в перуанской Амазонии, на границе Перу и Бразилии.
Мы подводим итоги первой части экспедиции в лагере, который разбили в одном из самых красивых мест в мире, какие мне только доводилось видеть: это крайняя точка горной гряды Анд, с которой виден бесконечный зеленый ковер джунглей далеко внизу. Кажется, что там сплошная и бесконечная каша из тропической растительности, перемешанная с белыми облачками. Но люди из деревни Керос, пришедшие сюда вместе с нами, поясняют, что на самом деле там, далеко внизу, есть дороги, и живут люди, и что только через многие дни пути в глубь, в джунгли, начинаются по настоящему первобытные места. Пайтити - там. Индейцы показывают на восток, туда, откуда поднимается солнце. "У нас всегда была связь с этим миром джунглей и туда даже вела дорога. - Индейцы показывают нам узкую тропу, выложенную камнями, теряющуюся среди валунов, разбросанных по уходящему вниз склону. - Эта дорога раньше была священной, как и это место, где мы сейчас стоим - здесь встречали солнце". Последние слова один из индейцев произносит с какой-то особой интонацией.

Наша экспедиция продолжается. Сейчас мы не пойдем искать Эльдорадо, к этому нужно готовиться специально. Исследовать "белое пятно" в джунглях Амазонии мы будем немного позднее, через несколько месяцев. Ведь именно в том месте, о котором говорил священник Хуан Карлос Полентини и о котором упоминали индейцы керос, а также архивные данные - в районе речки Пайтити, находится таинственный город инков, страна Эльдорадо... А пока предстоит провести разведку со спутника интересующей нас местности, собрать команду специалистов, найти проводников, знающих сельву… На это уйдет несколько месяцев…