Куба

1. Первое предупреждение колдуна сбывалось...Он так и сказал: "Вы должны придти в это место, а не приехать. Все члены нашей секты приходят в тот лес пешком...". Наш мощный джип плотно засел в нестрашной на первый взгляд грязевой луже не доехав метров сто до назначенного места. Два красавца-быка, с огромными рогами пытались вытянуть его уже полчаса. Вдали слышался бой барабанов, стук каких-то железных предметов и крики. Не верилось, что мы находимся совсем недалеко от Гаваны, в небольшом пальмовом лесу. Колеблющийся свет от многочисленных факелов, красные отблески на огромном, изрезанном морщинами дереве, роспись неведомыми кабалистическими знаками - все это скорее могло бы быть к месту где-нибудь в непроходимых джунглях Центральной Африки...
Джип пришлось бросить на произвол судьбы и... погонщика быков. Через полчаса мы подошли, измазавшись грязью до колен, к огромной поляне, окруженной по периметру факелами. Я, поспешил было к огромному старому дереву в центре, именно вокруг него собралось больше всего людей. Здесь были и темнокожие афрокубинцы и светлокожие потомки испанцев: огромная толпа людей...Колдун Бастуманте, стоявший у "входа" и приветственно кивнувший (по его приглашению мы прибыли) властно схватил меня за рукав рубашки: "Стоять! Ты что хочешь погибнуть?". Я не хотел погибнуть, тем более не разобравшись что к чему, и поэтому покорно остался стоять возле него. Через несколько минут, по знаку черного колдуна, ко мне приблизилось несколько взбудораженных людей. Они принесли мел, водку "Сантеро"(производится только на Кубе), и несколько зажженных сигар...
На дальнем конце поляны уже начались танцы. Факелы были расположены таким образом, что невозможно было разобрать: где тела темнокожих танцоров, а где их извивающиеся тени. Странное, мистическое зрелище: невозможно определить, то ли человек извивается на земле, подобно гигантской змее, то ли это его тень. Вот кто-то со страшным криком прыгнул на дерево или это тень? В этот момент я почувствовал как чьи-то руки провели черту через всю мою голову - от темени к носу. Одновременно еще несколько вновь подошедших людей тоже проходили "обработку" - их руки, ноги и головы расписывались кабалистическими знаками, особенно тщательно нам были разрисованы лбы и головы... - И все равно вам лучше будет помалкивать и не открывать рот,- удовлетворенно разглядывая результаты трудов, приговаривал Бастуманте. Именно он руководил здесь всем. - Почему ?- я старался быть кратким. - "Сегодня мы выпустим духов, и они могут захватить твое тело, тогда ты можешь умереть...эти знаки будут охранять людей..." Обкурив нас напоследок дымом сигар и основательно обрызгав водкой, нам наконец разрешили приблизиться к группе танцующих людей в центре поляны...
На этом тайном собрании присутствовало примерно 100 человек. Женщины с грудными детьми, старики, здесь были все... Начиналась самая главная часть церемонии - двое мужчин принесли из леса ржавый сосуд, опутанный цепью и наполненный камнями и костями. С него падала свежая земля - по всей видимости его только что выкопали из тайника...
Пока двое жрецов бросали несколько половинок кокосового ореха на землю ( их удачное расположение и комбинация должны были явиться сигналом к началу жертвоприношения) танцы возобновились...

Вот дословный перевод того что они говорили:
(Крики на фоне песни: "Двигайтесь!... Побыстрее!")
(пауза в музыке)
- (мужской голос) "Толстяк" веди их! Надо правильно делать "па". Они там стоят
- (2ой мужской голос) Пусть двигаются!
- (Женский голос) Позовите...Позовите их!
- (1вы Мужской голос) Смотри! надо сделать такие "па"
(Мелодичные крики)
- Да здравствует Йо Замбе!
- Да здравствует!
- Мы тут или нет?
- Тут!....(Дальше ритуальные крики и мелодия)
(Много раз повторяют, на фоне музыки, припев: "Тебя зовет! Да, да !Тебя зовет!")
-(Мужской голос на фоне музыки) Левая рука - вверх! (Дальше песня)
-(Мужской голос на фоне музыки) А сейчас ноги!
(продолжается мелодия)
- (Мужской голос на фоне музыки) Головой вниз!
(продолжается мелодия)
(Под конец повторяют: один не хватает! Осторожно с глазами!)
(Конец музыки)(Только слышен барабан)
(Мужчина): Миртика!
(Женщина): Что?
(Мужчина): Погляди, пожалуйста, кто тут лишний?
(Женщина): У меня только...
(Мужчина): Пожалуйста, останови барабан...
(неразборчивый вопрос)

(Мужчина): Отойдите оттуда! ... Дорогу, дайте дорогу! Что сейчас пройдет...
(2ой Мужчина): Товарищи, отойдите еще дальше...Еще дальше, откройте дорогу
(3ий Мужчина): Люди сейчас берут ...
- Скажи ему ,что это хозяин дороги ,чтобы закрыть все двери и ничего страшного не произойдет.
Дальше все завертелось во все нарастающем ритме: танцоры, избавляющиеся от лишних одежд, их мелькающие лоснящиеся тела. Вспышки огня, и взрывы подожженного пороха. Танцор с огромным мачете, который скакал, размахивая "мечом", и кажется совсем не замечал окружающих. Всем, то и дело, приходилось уворачиваться от его опасного оружия. Несколько людей обнесли присутствующих трепещущим голубем. Обмахнув его крыльями и хвостом лица и головы участников события. От прикосновения голубиных крыльев проснулся грудной младенец и его крики добавились к всеобщему шуму. Мать, казалось, не слышала как кричит ее ребенок, она как завороженная смотрела в яму, на дне которой стоял "сосуд", и куда сначала полетел голубь с оторванной головой, затем кровь и тела нескольких петухов. Вскоре двое мужчин, торжествующе крича, притащили из кустов отчаянно блеющего черного козла. Он бешено сопротивлялся, и они с трудом удерживали его. Вдруг из-за их спин появился наш "знакомый" Бастуманте. Он положил руку на голову жертвы, провел несколько линий между рогов и по ребрам животного. Затем взял его из рук "стражников" и осторожно-бережно положил на землю возле ямы. Козел вдруг стал странно спокоен и как загипнотизированный лежал не шевелясь. Только выпученные от страза глаза животного, продолжали испуганно вращаться... Как в полусне, колдун, дочитав- договорив слова заклинания, медленно протянул руку назад, в нее вложили нож, исписанный меловыми знаками и глядя куда-то в пустоту перед собой, медленно, ставший похожим на сомнамбулу, колдун, одной рукой запрокинул голову черному животному, а другой стал медленно водить ножом по горлу. В яму хлынула густая темная кровь. Толпа взревела...


Вторая часть предсказания колдуна была такая: "Вы окажетесь глубоко втянутыми в наши тайные культы, и все остальное происходящее на Кубе отойдет для вас на второй план" И это тоже оказалось правдой....

2. Татанганга - отец кастрюли.

С человеком руководившем тайной церемонией, меня, в свое время, познакомил художник Сальвадор. (о котором я расскажу позднее). Звание Бастуманте было Татанганга - что означает отец кастрюли. Мы несколько раз встречались и он был довольно откровенен, рассказывая о своей необычной практике:

- И тогда я украл его душу. Он был грешником...убийцей...как раз то что нужно...
Я ловлю себя на том, что опять вздрагиваю. Беседа длится уже два часа. А привыкнуть к его скрипучему голосу невозможно. Мы сидим в маленькой каморке, в конце коммунальной квартиры, на окраине Гаваны. Стены расписаны теми же кабалистическими знаками. Много масок, деревянных идолов, кукол(старые знакомые, сделанные в СССР). Рядом, один из самых могущественных жрецов религии Абакоа на Кубе, черный колдун Бастуманте.

- душа убийцы...что ты с ней...
- (перебивает) я был тогда еще молодой. Только приехал из России. Здесь мои знания были никому не нужны, и тогда я решил заняться этим. Все мои предки были жрецами тайной религии Абакоа... Самое важное добыть дух человека... Я тайно проник в больницу... Друзья мне сказали что тот человек уже при смерти. Он был убийцей и полиция ранила его. Я положил 4 монеты по углам кровати, провел тайную цермонию, все как учил меня дед. Я выкупил его душу и потом поселил ее в КАМЕНЬ.
- камень?
Я стараюсь не задавать сложных вопросов. Потому-что человек, сидящий передо мной, уже почти забыл русский язык. Двадцать лет назад он вернулся из СССР. Там он учился в институте им. Патриса Лумумбы. Его отчислили за деятельность, несовместимую...и т.д. и т.п. В Москве, в общежитии, он гадал русским студентам. Знания, полученные в высшем учебном заведении не пригодились на Кубе, зато тайное учение, передаваемое в семье от отца к сыну, пригодилось и даже очень...
- да я поселил ее в камень ... и положил его в кастрюлю...только тогда я получил звание "Тата" - отец. Или лучше "татанганга"- "Нганга" - кастрюля. Сейчас в этом сосуде у меня много душ живет и цепь теперь должна быть очень толстой, что-бы удержать их...
- это все человеческие души?
- Нет, в моей кастрюле лежат кости кошки, сушеный скорпион, жаба, дерево, а значит и их души. Кости того человека я тоже украл потом с кладбища...
Наш разговор прерывает условный стук в дверь. Входит пожилая женщина. Она пришла за советом. Увидев меня, она собирается было уходить, но Бустаманте просит меня подождать и уходит с ней в комнату , где находится АЛТАРЬ ...и КАСТРЮЛЯ. Место, куда могут входить только посвященные...

Врезка:
На Кубе есть официальные религии КАТОЛИЦИЗМ, и если хотите СОЦИАЛИЗМ. Но есть религия улицы - это многочисленные санкретические культы, привезенные на Кубу вместе с рабами из Африки, 500 лет назад. Произошло смешение католических и языческих богов в единое целое. Жрецы этих культов есть в каждом городе, районе и улице. К ним приходят за советом, просят помощи в разрешении всех вопросов - от любви до смерти...ЗА ДЕНЬГИ.

Двадцать минут ожидания. Мне уже становиться не по себе в этой комнате. Почему-то особенно страшно выглядят детские куклы без одежды, лежащие у ног деревянных идолов. Один из них, я это вижу, стоит в лужице запекшейся крови...Бустаманте входит без звука и снова у меня по спине ползут мурашки от его хриплого голоса...

- Бог запустил рыбу в речку. В Африке жили два племени на разных берегах одной реки - Эфик и Эфор. Женщина была из племени эфик. Она поймала эту рыбу и попыталась из ее кожи сделать барабан. Но тот не издавал ни звука. Она это рассказала своему жениху из другого племени. Они поссорились - "зачем ты это сделала"?. Началась война между племенами. Эйфор - это и есть основатели религии Абакуа. Они с тех времен они супер мачо потому-что женщины дважды предательницы. Первый раз они предают когда делают то, что делать нельзя, а второй раз еще и рассказывают об этом.
В конце концов их всех переловили работорговцы, потому-что они были ослаблены войной. Почти все племя отправили на Кубу. И здесь они были едины и очень агрессивны. В знак своей агрессии они спиливали себе зубы камнями, делая их острыми. Их до сих пор боятся. А тайная религия жила вместе с ними.
- и ты из этого племени
- да...все мои предки были рабами
- а почему такое отношение к женщине. Ты - мачо? (слово мачо означает - самец)
- Можно быть мужчиной но не быть абакоа, но нельзя быть абакоа и не быть мужчиной... (изрекает он глубокомысленно)
- не понял (честно признаюсь я)
- ты обратил внимание что нет ни одной женщины-бабалаво? (Я послушно киваю, как-будто знаком со всеми колдунами на Кубе) Чтоб не колдовали. Женщины и так сами по себе очень сильные создания, а если им еще дать власть, то они просто перевернут мир.
- согласен (поддакиваю я)
Он долго и пристально смотрит на меня. Становится не по себе. Своим загробным голосом он спрашивает наконец:
- а ведь у тебя что-то есть?
- да (я рассказываю ему, как год назад перед поездкой в Папуа, я приходил к колдуну и он дал мне талисман, который всегда со мной).
- это сразу чувствуется...(что ты наш) приходи сегодня вечером, я думаю ты можешь участвовать в церемонии...

Так получилось что я приходил к тата не один вечер и участвовал в нескольких тайных обрядах. и уже там мы продолжили нашу беседу. Только теперь она велась под звук барабанов и крики животных, которых приносили в жертву...Мне показали и тайную комнату, где находился алтарь с католическими святыми и ржавым котлом, опутанным цепью, который был наполнен чем-то невидимым под толстым слоем запекшейся крови и перьев...В конце концов я присутствовал на мероприятии, которое проводилось за городом, поздно ночью, у священного дерева (оно, очень приблизительно, описано вначале)...

- Только люди имеющие звание тато могут видеть начало церемонии - сосуд и поливание его кровью. То что ты видишь, обычная церемония, когда нганга зарывается под священным деревом на 21 день чтобы она напиталась духами. Это делается только в полнолуние.
- а зачем столько крови (задаю я по-детски наивный вопрос)
- В этой религии кровь означает жизнь и мы специально оживляем мертвых в этот момент. Их дух выходит из сосуда и иногда вселяется на некоторое время в кого-нибудь из нас. Это опасно, потому что если ты не готов, то дух навсегда может завладеть твоим телом. Поэтому мы ставим всем неподготовленным кресты и кабалистические знаки на голове, ногах и теле - это отпугивает духов...( я смотрю на свои ноги, и руки, которые полностью исписаны знаками мелом) Жертва приноситься для того чтобы передать силу и энергию этому духу, который живет в сосуде. Поэтому на сосуд кладут сердце, яйца животного, язык, голову, ноги...

- кого вы обычно приносите в жертву?

Только черный козел, может быть принесен в жертву, в нем особая сила...
Я вспоминаю огромную толпу - дети, старики, женщины. Многие тогда самозабвенно танцевали...
- Что означили те танцы?

-Танцы...это обычные африканские танцы и это одна из форм понравиться духу из сосуда (и весело провести время, думаю я, вспоминая многочисленные пустые бутылки из-под рома).

- там было много людей, это все твои ученики?

- Люди постепенно втягиваются в эту религию...сначала просто приходят посмотреть это никому не возбраняется. Потом, если решились, они проходят церемонию посвящения и только через 21 день, после того как они ходят во всем белом и соблюдают ряд запретов они вступают в первую стадию и получают тайное имя...например Инго ( африканские имена, означающие, животных). И вот человек приходит и его спрашивают на наречии конго: "кто ты и как твое имя, и кто твой крестный отец" - ты говоришь в ответ все эти тайные слова и тебя пропускают. Никто посторонний не может знать этого...

- а как проходила церемония твоего посвящения ?
- Цермония райямето?
- Угу (я киваю, с таким видом, будто все знаю)

- Мне бритвой вырезали знаки на теле, по ним с тех пор я мог проходить везде. У меня были завязаны глаза и я не знал что со мной делают... Было очень страшно...

- теперь ты берешь деньги за свои советы и гадание?

- Да...Это очень прибыльный бизнес, который постепенно забирают под себя белые люди...Бабалаво теперь - почти все белые. На этот счет есть одна легенда - "Бог дал по сосуду с водой негру, мулату и белому и велел им пройти через пустыню - негр сразу выпил воду и через день сошел с "дистанции" - мулат выпил половину, потом вторую через день, а идти нужно было еще пять дней и только белый, зная что его ждет впереди дошел." Ты обратил внимание как хорошо они живут?...
-Да, но ведь ты тоже берешь деньги?
- Все это до поры до времени (вздыхает), когда-нибудь, я знаю это точно, меня заставят расплатиться за все это...и все остальные палеро это знают. Моя душа, в лучшем случае, найдет свое пристанище в одном из таких сосудов, опутанном цепью...

3.Художник Сальвадор Гонсалес Ескалона.

Узкая улочка на окраине Гаваны. Серые дома.
Подьезжаю к одному из них. Он похож на магазин -
стекла изнутри завешены простынями. Ничего не видно. Перед домом при этом стоит много машин. Некоторые с посольскими номерами. Неспеша проходит темнокожий человек. Мне объясняют что это посол Бенина. Через центральный вход пройти нельзя. Мы огибаем дом со двора и входим в узкий туннельчик. Почти ничего невидно. Туннельчик делает бесконечные изгибы, несколько раз я проваливаюсь в воду между настеленными досками. Много хлипких дверей, тряпки, и наконец последняя, самая невзрачная дверь. За ней вход в огромную светлую студию. На нас никто не обращает внимания. А там происходит нечто странное. На полу лежит несколько темнокожих людей, они завернуты в оберточную бумагу. Несколько девушек в напряженных позах стоят по углам и держат свечи. В центре студии высокий сильный мужчина. Смуглое лицо, проницательные глаза.(см фото)
Белые одежды. Он сосредоточен, держит в руке кисть и раскрашивает лицо еще одного персонажа. Молодая мулатка в трико. Через несколько минут он как генерал на параде обходит всех действующих лиц - дает им последние указания. Особенно долго он наставляет девушку в белом.

Через 10 минут: В студию входит двадцать человек. Несколько европейцев, но в основном темнокожие люди. Сальвадор произносит короткую речь и отходит в глубь студии к одной из своих картин.
Начинается танец.
Центральные фигуры - девушка в белом и полуобнаженный юноша, смеющаяся женщина, музыканты с классическими инструментами из Африки.

Еще10 минут: Девушка бьется в судорогах на полу, желто-белая смеется. Музыканты взмокли, темп музыки нарастает. Появляется танцор в юбке и с мечом в руке.
Еще 5 минут он носится по студии опасно размахивая оружием. Бъет им по полу, высекая искры.

Все затихает, сине-белая танцовщица, в изнеможении садится на пол. Когда она появилась? Хозяин студии обносит гостей чашей, из которой достает маленькие предметы и кладет их, невидимых, в протянутые руки нескольких людей. Затем говорит короткую речь. Все. Боги земли, воды и неба почтили собрание своим присутствием. Картины на стенах в духе Сальвадора дали - глаза, разводы, цветная мешанина - кажутся теперь ожившими и довольными.

Утром следующего дня мы приезжаем к этому странному художнику домой. Он живет на странно яркой, контрастной по отношению к остальной Гаване, улице.

- мы были вчера под очень сильным впечатлением от увиденного в вашей вновь открытойстудии. Что это было? Что значили эти танцы.
- Вчера в художественной галерее Доминго это были ритуальные танцы. Вы могли наблюдать как танцуют ориша и вместе с тем это проявление современного танца. и как проявление религиозного мотива переплетается с современным танцем.
- что такое ориша?
- боги африканской религии, черной религии, которые представляют из себя элементы природы. Вчера появились три бога ориши. Очень важных. Один из них Огун - это бог металла. Он был с мачете. Потому что это великий воин. Он всегда в сражении. Его танец очень богат в своем пластическом выражении.
Чанго - это танец который сопровождался смехом и эротическими движениями. Она была одета в желтое. Богиня любви, богиню рек - она хранит таинство и секрет этой религии
- почему она все время смеялась?
- таким образом она завоевывает Огуна, бога металла.Потому-что существует спор между Огуном и Чанго. И она смеется потому-что знает что в эротическом плане всегда победит.
Женщина одетая в голубое платье, которая постоянно кружилась представляла из себя море.Емайя - это богиня моря. Поэтому ее движения волнообразные. То есть она повторяет морские волны. Таким образом было три бога ориша. Из культуры йоруба. это одна из основных оченьважных культур в нашей стране . Сантерия - санкретическая религия. Этот очень интересный феномен происходит от того что черные боги черной Африки смешались с католическими богами. Это дало такое богатое явление( справка историческая - ловля рабов - их вывоз) - религиозный сенкретизм, здесь на Кубе. То есть это принятие католических святых в пантеон африканских богов. Это своеобразная стратегия. Почему. Потому что католичество навязывалось сверху неграм. И негры приняли католических святых. И начали искать им эквиваленты в своей религии, а африканской религии Ориша. Поэтому в нашей стране есть три религии у которых очень сильные корни. Это йоруба, конго и абакуа.
Абакуа корнями уходит в юг Нигерии. А. это практически тайная религия.
- а йоруба
- йоруба выходцы из центральной Нигерии. Это территория которая включает в себя храм Эйфе.(Исторический и религиозный центр народа йоруба. Основан этот город ок 1000 лет назад.)

- я наблюдаю что такие религии сильны в любой части земного шара. В Бразилии, на Алтае, На Тибете... Всегда и везде они очень сильны. Почему?

- дело в том что в основном это фетишированняе культы. В фетиши вкладывается душа, их оживляют. Но кроме всего прочего есть еще один элемент абсолютно научный.
- какой
- Например система угадывания йоруба. Оракулы из Эйфы. Там читается справа налево. Система угадывания или предсказания это математическая система, которой соответствуют определенные знаки. Каждый знак можно читать по разному. Они называют это системой патакия. Это комбинация математических элементов может выпасть такое сочетание предсказательных элементов которое может дать четкое опредставление о человеке и том что с ним произойдет.
Человеке, который просит в данный момент эту консультацию. Во всех богах ориша присутствуют элементы природы. Например Земля это ориша, воздух это ориша, море, река, горы - все это боги. Емайя, Ейя. Например есть боги которые просто не могут быть вместе. Классический пример это Емайя, богиня моря и Ойя - бог ветра. Если они соединяться это приводит к катоклизмам. Громадным волнам. Есть чисто научное объяснение из чего состоят циклоны. Это соединение горячего и холодного воздуха. После этого буря куда уходи? В море. Вот классический пример- Ямайя, богиня моря и Ойя богиня ветра. Они не могут соединяться, потому что производят вот эти страшные бури.

- как ты думаешь, прошедший недавно на Кубе ураган Лили, который был назван национальным бедствием. Что это такое?
- ну это было обычное явление природы, которое просто закончилось. Я не ассоциирую это явление ни с каким религиозным проклятием, скажем так. Хотя перед этим я говорил что это может произойти. А самое главное это пункты отсчета, когда человек вступает в эту религию. Например человек который посвятил себя Ямайя, не может дотронуться рукой до головы человека, который посвятил себя Ойя, богине ветра.

Мимо проходят двое людей в рубищах, с погремушками. Они целуются и говорят с Сальвадором. Эти люди готовятся к религиозному празднику в декабре. Он самый главный для кубинцев. И люди начинают готовиться к нему загодя. Святой Лазарь был защитником бедных, и умер в нищите и голоде, прося подаяние у богатых. И сегодня, на социалистической Кубе, просить подаяние разрешено только им, людям посвятившим себя Святому Лазарю. Их не преследуют за попрошайничество...
Иногда за день или за два до даты 17 декабря, люди переодеваются в самую плохую одежду, встают на колени или ложатся на живот возле своего дома и начинают ползти, иногда многие километры, до церкви Святого Лазаря , под Гаваной. Так было всегда, даже в период расцвета дружбы с Советским Союзом. Просто об этом предпочитали не говорить...Многие кубинцы верят что этот, самый почитаемый для них, католический святой, отпустит их грехи, увидев как они себя истязают...И ВЕРЯТ... Папа Римский Иоан 23 (уточнить) своей буллой запретил празднование дня святого Лазаря. И вывел его из пантеона католических святых. Также как и Санта - Барбару... Кубинцы и в этом не желают прислушиваться к чужим мнениям и этот святой остается для них главным. Защитник бедных и обездоленных. Ему предпочитают верить на Кубе в 97 году...
Впрочем, как мы видим, верят и во многое другое...
Разговор С Сальвадором продолжается.

-Потому что можно спровоцировать это прородное явление.Это суть, которую я бы хотел чтобы вы поняли.

- а сами вы способны предсказывать будущее. Ураган.

- нет. Во первых я художник. я не колдун и я не угадыватель будущего. Я, скажем так интерпретатор тем из африканской культуры, которая распространена здесь на Кубе, в моей стране. Я знаю, слышал о религии и потом я прошел начальные стадии вступления в эту религию

(Он скромничает потому что имеет почти высший сан.)

Но все что я делаю это чисто художественное воплощение, ну и дидактическое одновременно.
То есть это практически популяризация вот этой народной культуры.
- что было первично. Ты стал художником, а потом проникся этой релией или наоборот под ее влиянием стал художником.
- я думаю что изначально была живопись
- для того чтобы понять то что мы сейчас видим здесь вокруг, что нужно знать?
(Мы стоим на одной из узких улочек старой Гаваны. Серые стены домов на других улицах уныло уходят ввысь. Только здесь все ярко и пестро. Металлические конструкции. Лавка с травами. Стены и заборы, расписанные невиданными мотивами. Даже Пятиэтажные дома он начал расписывать и они частично покрыты рисунками. Среди этой мастерской под открытым небом идет жизнь. Ходят люди. На третьем этаже дома в центре улицы, закрывая часть гигантской картины, подписанной "Святой Сальвадор" сушиться белье. Титанический труд.

Несколько лет назад эту улицу увидели американцы, которые случайно проезжали мимо. Художника пригласили в Венесуэлу. Он съездил и расписал там отель "Хилтон". После этого расписывал стены домов в Швеции, Норвегии ...

- нужно обязательно иметь знание о негритянской, о черной культуре. Нужно быть частью этого народа или соприкасаться с ним. Нужно глубоко в сердце нести сопереживание. И чувствовать настоящие корни кубинской культуры, которые здесь никогда небыли утеряны. Ни из-за социальных изменений, ни из политических - никогда кубинец не терял своего чувства национальной принадлежности. Культурная самобытность никогда не терялась.


Вставка
- что такое кубинская нация. это рабы привезенные сюда 500 лет назад, смешавшиеся с испанцами. Индейцы, коренные жители, почти полностью уничтожены. Небольшой процент китайцев. Интернациональная смесь - главным продуктом которой явился мулат. Это не только био- но и культурный синтез.

- покажи нам свою улицу и расскажи о ней. Ее история. Что общего между религией, культурой и этой улицей. Когда ты начал ее расписывать.

Вставка - Сальвадор живет в одном из пятиэтажных серых домов рядом. Три комнаты - лестница на верхний этаж. Фотографии на стенах, ритуальные предметы. Жена ухаживающая за этим мачо. Несколько родственников. Балкон где он пьет кофе и смотрит вниз на свою улицу. Он много ездит, но никогда у него не было мысли остаться за границей.
Старый дом, грязная узкая лестница. Колодец-двор внизу.


- в 90-м году я начал эту работу. В апреле. Я сразу начал с тем афро-кубинской культуры. Это работа была вызовом для меня, когда я начинал. Впервые на Кубе, на улице, просто на проезжей части появлялась живопись такой тематики. Для меня это был вызов. Как и перед теми кто исповедовал культ этой религии, так и перед теми кто пытался предать забвению религию, теми кто просто не верит. Взять все это на себя было довольно серьезной задачей. И в конце-концов я все-таки решился на эту работу. Меня вдохновляли такие темы, как культура Йоруба или культы Конго, которые в народе просто называют культы паломонте. И культы тайной секты Абакуа. Под всем эти есть очень сильная духовная база. И несмотря ни на что я начал заниматься этой работой.

Танцы на улице
Время, которое прошло с начала этой работы, подтвердило что я был прав. Показало серьезность этой работы и то что она была принята народом. Теперь каждое воскресенье здесь проводятся праздники народной культуры. Это как культовые обряды конго или барабаны йоруба или просто традиционные национальные кубинские танцы. Также мы сделали небольшой домик чтобы продавать травы...
- мы можем зайти?
- Пойдем. ( Сразу у начала улицы, после ритуальных охранных камней у ее входа( такие-же я видел в Африке в глухих деревнях) небольшой навес и на прилавке разложены травы, корни, порошки. Лежат также чьи-то рога, зубы, волосы и проч.) - Здесь присутствуют, кроме всего прочего, элементы народной медицины, но и травы для использования в религиозных церемониях. Это был очень важный момент в развитии всей этой работы на этой улице. Нам помогали люди, которые имели большой опыт как в религиозных обрядах, так и в медицинских травах...
- Покажи, пожалуйста какие травы от чего помогают?
- Один из вариантов ( берет зеленую травку ). Это можно испльзовать в медицинских целях, а можно как приправу к блюдам. Это тиго (белые корешки)- его можно использовать для снятия высокого давления, что бы лучше спать. Эта трава ( снимает внушительный сушеный пук со стены) альбако (задумался, с сомнением в голосе) ее тоже можно использовать в медицинских целях, но вообще она для культовых обрядов, она очищает, если совершить с ней омовение...
- Сальвадор, я видел такие же камни в Африке ( Две огромные глыбы, при входе на улицу, с прилепленными к ним ракушками) Что это?
- Это камень элегуа. Он открывает и закрывает дороги. Каждый праздник йоруба начинается с поклонения элегуа и заканчивается им же. Это камень который берет на себя плохих духов, таким образом освобождая тебя от них. У каждого сантеро ( колдуна) перед домом или внутри лежит такой камень. А глаза у него ракушки.

- покажи главные элементы на этой улице, энергетические точки

Металлические конструкции, скульптуры из железа, сваренные Сальвадором. Многочисленные ванны, вмонтированные в стены или просто разложенные на земле. Картины, маски, сложные предметы из кожи, тряпок... Улица переполнена всем этим. Здесь же небольшая мастерская с картинами на продажу.

- Очень важна вот эта работа. На нее меня вдохновил культ паломонте. Это культура конго. Все это собрано компактно, в одном месте и говорит о силах природы (см фото- ваза в стене, синяя роспись).
- а это что такое ( "беседка", с развешанными в ней масками, несколько шпаг, деревянные идолы, множество предметов непонятного назначения разбросано по полу и развешано на стенах ключи, цепи, перья, куклы, сушеная крыса и т.д.)
- это своеобразный храм с алтарем. На это меня вдохновил культ Ямайя - богини моря.
- вчера мы уже видели эти цвета...
- да, правильно там были два превалирующих цвета - голубой и белый. Это тоже один из основных моментов в жизни, которая течет на этой улочке.

(Мы подходим к бело-красной росписи. Она занимает 6-7 квадратных метров)
- Эта работа посвящена Чанго. Это бог молнии, это воин, он хозяин музыки барабанов. Он всегда появляется в красном и белом.
Работа на этой улочке Хамель это своеобразная смесь всех этих негритянских преданий. Но негритянская культура в нашей стране это кроме всего прочего еще и смесь с испанской культурой. В недалеком будущем мне было-бы интересно расписать стены вон там, в той стороне наверху.( Три пятиэтажных дома, стены которых выглядят уныло рядом со стоящим недалеко домом, центр которого укращает гигантская яркая картина. Интересно он их расписывает вися в монтажной люльке?) Потому что я знаю что таким образом я сознательно создаю храм негритянской культуры в моей стране.
- а почему именно изображениями бога молнии ты украсил свою студию?
- для того что-бы он освятил (или осветил) мне дорогу, чтобы он освятил(осветил) мне мою жизнь. Этому божеству я себя посвятил. Чанго, а также Ямайя. Мои отец и мать.
- а кто ты по-происхождению
- все корни матери чисто негритянские, а отца испанские. Поэтому я тебе говорил о смеси этих культур в нашем обществе. Почти все население у нас имеет смешанную кровь. И этим как раз наша страна интересна и уникальна.
- со скольки лет ты занимаешься творчеством
- с 11 лет, насколько я могу вспомнить. И всегда меня вдохновляли негритянские мотивы. Даже когда я не знал в деталях все эти религиозные элементы, меня все равно интересовали эти темы.

(Я оглядываюсь еще раз вокруг. Проделана огромная работа, как такое возможно на Кубе, без поддержки правительства? )
- чтобы начать и продолжать эту работу нужны были большие средства - краски, металлы и все остальное? Где ты их берешь?
- В те годы, когда я начинал, практически небыло и краски. Это были очень сложные годы. Я попросил помощи у друзей, у них было немного масляной краски. Стал также собирать пустые банки из-под краски в издательствах и около типографий. В мусорки, рядом с печатными цехами, выбрасывали пустые банки. Из них иногда можно было что-то достать. Иногда мне везло и я находил целиком запечатанные банки. Это было как подарки богов. Вот так я развивал эту работу. Я не мог тогда просить помощи у официальных властей, потому- что этот проект встречал только сопротивление. Хотя был один работник культурного центра, который меня поддержал, и несмотря на противоположные взгляды он дал мне краску. Очень сложно было вести публичные дебаты вокруг этой темы, это было практически невозможно из-за наличия ложных критериев в отношении этой религии. В нашей стране еще совсем недавно не было религиозной открытости. Здесь целиком доминировали материалистические и марксистские идеи. Но...я об этом говорил и раньше...ни один из социально-политических катаклизмов не мог вырвать культурные корни этой религии.

- а сейчас на Кубе что-то изменилось? И почему?


- Был проведен пленум партии, где открыто говорилось о религии, о религиозной практике и о том что верующие могут спокойно этим заниматься. Сейчас не ставят под сомнение человека, который верит. Потому-что был определенный тяжелый момент в общественной жизни любого кубинца. Ну а сейчас это немного более открыто. И моя роль заключается в том чтобы принять это, с полной серьезностью, много работать и продолжать защищать эти ценности нашей национальной культуры. Здесь не бывает публичных религиозных манифестаций,

потому что как правило они носят частный, ограниченный характер. И я еще раз реинтерпритирую эти культы и это делается здесь, на этой улице. И те кто сюда приходят чувствуют себя частью того что здесь происходит. Не только я защищаю эту работу, здесь в этом районе живет много народу, вот в этой зоне (делает широкий взмах рукой) который целиком меня поддерживает. Еще произошла очень интересная вещь. Жители этой зоны начали воспринимать эти скульптуры как настоящих богов и это тоже поддерживает живой эту народную веру.

- а вот эта маленькая галерея и картины в ней - это приносит деньги? Это коммерческий проект?

- Нет, это не коммерческий проект. Я например в Европе продаю гораздо больше картин и намного дороже. Здесь любая моя картина не стоит больше 90-100 долларов. А я знаю что они стоят больше. Но этих денег вполне хватает чтобы жила моя семья и для того чтобы покупать материалы. Вот эти материалы, которые вы здесь видете это новые материалы - это автомобильная краска. Она идеально подходит для моих целей - она водостойкая. Я живу скромно и все свои силы трачу на то, чтобы поддержать жизнь на этой улочке.

- расскажи, как ты ездил в Америку и расписал там здание.

- в 91 году я был приглашен мером города Каракас в Венесуэле расписать там большую стену . Для меня это было абсолютной неожиданностью, потому что стены, которые избрали для моих картин принадлежали гостинице Каракас -Хилтон. Мне пришлось сделать настенную картину в 350 квадратных метров. И эта роспись тоже была написана по мотивам афро-кубинской религии. Это была моя первая настенная картина за рубежами Кубы. Потом я был в Швеции, Дании, Норвегии, США ( Нью-Йорк).

- и продолжал расписывать стены или делал что-то другое?

- в основном настенные росписи, но и кое-что другое... Только что я вернулся из Скандинавии, где проходил очень важный форум "Копенгаген-96", там я расписал огромную нефтяную цистерну. Это больше 1000 квадратных метров. Я думаю что это наверное самая большая моя настенная картина, которая посвящена афрокубинской культуре. Я никогда не собирался становиться настенным художником, однако стал им. Хотя никогда об этом и не помышлял.

- а какое твое произведение можно назвать главным.
- то, которое я еще не сделал
- а может быть это и есть вот этот комплекс?
- Нет этот проект для меня очень важен, он еще не закончен. Здесь в этом проекте все мое сердце, очень много сил. Потому что здесь есть много произведений в которых много чувства и у них богатая история. Например эта картина - "Сальвадор"( Огромная картина с изображением святого Сальвадора на стене пятиэтажки. Часть ее закрыта вывешанным на просушку бельем). Она была посвящена бальсерос 94 года (Бальсерос - это люди, которые уплывали с Кубы на плотах, покрышках от машин и гибли в океане - от акул и штормов. Нелегальные эмигранты.)
- а этой картине не мешает белье которое там сушиться?
- Нет, потому-что оно является частью картины (см фото)
- а как ты работаешь на такой высоте? Висишь в люльке?
- Нет я стараюсь иногда делать леса, иногда делаю лестницы. В общем как придется. Вы помните что единственный финансист всей этой работы это я сам. Уменя в данном случае нет помощи и это не правительственный проект. Это частная инициатива, ничего больше. Мне пришлось преодолеть очень много препятствий для того чтобы все это выжило. И чтоб на сегодняшний день меня признали как здесь, в этой стране, так и за ее рубежом. Здесь еще многое нужно сделать - уложить дорогу, надо привести в порядок дома и стены...много дел. Я думаю что в будущем нам помогут и начнут понимать значимость этого проекта. Я надеюсь что начну получать помощь. То же самое как если это интервью услышит какой-то художник и захочет помочь...пожалуйста...добро пожаловать...
- а сейчас пока ты работаешь в одиночку?
- да (немного печально)
- каждый день?
- да
- и завтра (в субботу)
- да, потому что здесь будет религиозный праздник. Я его провожу. А так в Понедельник - я сам занимаюсь электросваркой, а также скульптурой.
- а как ты думаешь тебя воспринимают здешние жители? Как духовного отца...? Кто ты для них?

- Да, иногда я чувствую что я для них как отец и духовно я чувствую себя совершенно счастливым. Но я безусловно не хотел бы чтобы меня считали религиозным лидером, потому что это не входит в мои задачи. Я просто художник, который оставляет свой след на земле и особенно на этой земле, которая является моей родиной.

- в чем твоя миссия

- я думаю моя миссия в том чтобы вернуть эту африканскую религию, вернуть эти культурные корни. Да я могу считать себя миссионером черной африканской культуры. Мне это приносит большое удовлетворение.


Сальвадор долго и пристально смотрел на меня. Потом спросил.
- а ты никогда не был связан с какими-нибудь культами?
Я показал ему то, что всегда ношу с собой в сумке.
Глаза Сальвадора радостно заблестели. Он похлопал меня по спине -я так сразу и понял. Когда я с тобой разговаривал я чувствовал что у тебя есть что-то ...но мне было сложно это понять, потому-что ты из другого культурного пласта. У тебя есть нечто духовное что сопровождает тебя всегда и есть нечто материальное, как этот амулет. Не показывай его много и что-бы никто его никогда не трогал, только ты.

- и все-таки какая завтра будет погода?

- хорошая( уверенно). В том что ты содействуешь распространению африканской культуры в этом нет ничего страшного. Это первый раз когда советские, русские журналисты заинтересовались этой темой. Я думаю что это во многом объясняется сегодняшней открытостью вашего общества. Завтра у меня интервью для "Нью-Йорк таймс", надо будет сказать им об этом ( смеется)

Суббота. Вся улица заполнена народом. В основном темнокожими людьми. Многие танцуют, пьют ром. Кто-то читает что-то вроде проповеди через микрофон . Сальвадор стоит среди всего этого- в праздничном костюме и белых ботинках, с сигарой в зубах. Сальвадор: "С каждой неделей все больше и больше их приходит сюда. Особенно молодежи..." Вокруг видно много мистических и таинственных личностей. Все они обязательно подходят к Сальвадору, перебрасываются парой слов и отходят куда-нибудь в сторонку. Судя по деталям одежды и некоторым тонкостям они служители тайных культов. От них веет чем-то недоступным нашему пониманию...Именно тогда и именно на этой улице мы знакомимся с колдуном Бастуманте, с которым мы познакомились вначале статьи.Танцевать выходит человек ,полностью в белой одежде, он готовиться принять религиозный сан сантеро( колдун) в недалеком будущем...Сальвадор наклоняется ко мне и перекрикивая стук барабанов и шум толпы рассказывает:
- Знаешь...я расскажу тебе кое-что...человек приходит в бар и просит стакан виски и маленькую рюмашку. Бармен приходит и дает ему все это. А человек спрашивает...нет ли у тебя рюмочки еще поменьше чем эта? Слушай, возмущается бармен, это и так самая маленькая - может ты хочешь наперсток? Да, да...наперсток это замечательно. Тот приносит ему наперсток, человек берет, наливает немножко виски, лезет во внутренний карман, достает оттуда маленького человечка, ставит его на стойку...человечек берет этот наперсток, выпивает из него виски. Бармен чуть не сходит с ума, когда видит все это ...нет, этого не может быть, вы что обалдели? Нет, это правда, посмотри, он такой же нормальный человек как и ты, отвечает человек. Но это ведь даже не карлик, это что-то немыслимое. Тот ему говорит - я тебе сейчас все объясню...мы исследователи...мы путешествовали по Африке. Были в одном месте...я сейчас не помню как оно называется...подожди секунду...эй Пеппе, обращается к маленькому человечку...ГДЕ В АФРИКЕ ЭТО МЕСТО ГДЕ ТЫ СКАЗАЛ "ЗАСРАНЕЦ" КОЛДУНУ ПЛЕМЕНИ?




.
Сальвадор Гонсалес (анкета)
Родился в Камагуэе 21 октября 1948 года. По образованию - технология металлов и электросварка. Художник, скульптор, пропагандист народного исскуства. Расписыватель стен.

Принимал участие.
- в конференциях об афрокубанском исскустве в университетах Норвегии и Дании. Член жюри во время празднования 474 годовщины основания Гаваны - 1993 год. Подготовил многочисленные национальные выставки, среди которых - фестиваль карибских истоков посвященный Венесуэле.
Международные выставки в Мексике, США, Дании, Сейшелах, Италии, Норвегии ( церемония вручения нобелевской премии мира Регоберта Менчу).
Расписал 21 стену, 9 скульптур из железа,
Знает 50 афрокубинских ритуалов.


5. Первое исследование о неграх-колдунах на Кубе опубликовал в 1917 году в Мадриде, кубинский ученый Фернандо Ортис. Книга вызвала скандал в высшем обществе Гаваны. В 30-х годах Ортис основал общество афро-кубинских исследований культов. Культы делятся на две группы: культы типа сантерии и спиритические секты. В первой группе преобладают элементы африканских верований, во второй - элементы христианства. Рабы ввозились на остров из различных мест Западной Африки, они представляли самые различные племена, языки и культы. Подсчитано, что на Кубе были представлены 84 народа. В колониальный период на Кубе возникли негритянские братства - кабильдо. В 19 веке в Гаване, Сантьяго и других городах имелись кабильдо, объединявшие членов народности йоруба, арара (Кастильо) , карабали (Сотомайор), конго, биби, абайа...Сантерия, или культ святых ( от испанского слова santo - святой) результат слияния духов- ориша народности йоруба и католических святых. Народ йоруба, населяет области западной части Нигерии. Пантеон Сантерии включает в себя 19 святых. Чанго - повелитель священных барабанов (интервью с художником Сальвадором и фото танца Чанго). По представлениям последователей сантерии - сантеро, камни олицетворяющие ориша живут, могут ходить, говорить и иметь потомство. Чтобы обрести священную мощь, камни проходят обряд посвящения: их омывают настоем из священных трав и кровью жертвенных животных - петуха или козла. Одна из главных церемоний сантерии - это кормление священных камней, которое бывает несколько раз в год. Церемония кормления длится 3-е суток. священные камни поливают кровью животных. Сантеро считают себя католиками. Только крещеный католик может пройти посвящение в сантерию. В сантерии секты возглавляют "отцы" - Бабалаво (baba - отец, locha - святой), и "матери" - ийалога (iya - мать)/