Диалог со всем миром. Посредник - Леонид Круглов
Первые вопросы-ответы интервью с Леонидом Кругловым лучше свестив коротенькое досье, и оставить побольше места на его рассказы оглавном. О мире, который вовсе не задымленный город и даже несолнечные курортные места. О непознанном мире, про который мы еслии читали в детстве, то давно и думать забыли. Леонид Круглов сам себяназывает режиссером-путешественником. Он автор проекта "Диалог совсем миром". Задача проекта -- серия экспедиций (по 3-4 в год) в самыеудаленные уголки земного шара, где сохранилась почти нетронутаяприродная среда и где жители почти не задеты цивилизацией. Итогиэкспедиций - фильмы для REN-TV и серии фотографий.Фотографировать начал для себя. "У оператора съемочная камера, арежиссер идет с пустыми руками" Вот так все просто. Теперьпубликуется во всех крупных журналах, которые пишут о путешествиях.Сотрудничает с Русским Географическим Обществом, с Российскойакадемией наук. Фондом дикой природы. Ну а первая экспедициябыла...
- ...сразу серьезная -- в Папуа Новую Гвинею. Из этой экспедиции осталосьнесколько фотографий, но они уникальны. Папуасы - люди, живущие надеревьях, они строят шалаши на высоте примерно тридцати метров. Длясъемок, для того, чтобы как-то находиться с ними рядом, нам приходилосьиспользовать альпинистское снаряжение. Что интересно: сто лет назадМиклухо-Маклай, изучая аборигенов Новой Гвинеи считал, что он изучаетисчезающий первобытный мир. А мы приходим через столько лет ивсе-таки встречаем здесь уголки каменного века! Правда, уже в центреострова.
- И что вы испытали при встрече? Культурный шок?
- Поскольку это была первая экспедиция, то и восторг, и шок. Тропикисами по себе - особенный мир: жара, дикая влажность, многокровососущих насекомых, и люди... Вроде бы и люди, а с другой стороны -как инопланетяне вообще. Непонятно, что у них в голове - как они мыслят,чем руководствуются?..
Первый раз мы столкнулись в джунглях нос к носу. Я в этот момент шелвпереди. Они как гончие собаки выскочили из джунглей в каком-топервозданном азарте. И вот они стояли напротив нас, и такая гамма чувствотражалась у них на лице! Ноздри раздувались, руки сжимали копья. Былонемножко страшно. Казалось, еще мгновение, и они могут копья пустить вход, но обошлось.
Мы там прожили около недели, а потом убрались восвояси. Оставатьсядольше было тяжело и физически, и, конечно, психологически. Контакт сжителями был у нас тогда поверхностным. Это сейчас, через 12 лет, мы уженемного пообтесались, ко всему привыкли, я понял одну простую штуку.Люди, живущие вдалеке от цивилизации, - они все немножко похожи. Всеони ощущают, - сознательно или подсознательно, - свою зависимость отвысших сил. И соответствующим образом себя ведут. Для них лес или горы-- живое пространство, большой храм, в котором ничего просто так небывает. Человек не попадает в тяжелые ситуации просто так, все имееткакой-то глубокий смысл.
Это очень интересно. Отсюда, как мне кажется идет их вроде быравнодушное отношение ко времени, к жизни и смерти, к добру и злу.Многие видят в диком человеке что-то звериное, равнодушно-первобытное,и жестокое. А они просто очень четко понимают: от человека в жизни малочто зависит. И пребывают в первобытном спокойствии. Как и наши далекиепредки, пока не перешли сначала к земледелию, а потом к городскойжизни.
- Про Тибет не скажешь, что там первобытное сознание, однако та жеудаленность от цивилизации и то же спокойствие.
- Мне кажется, первобытное и по-настоящему религиозное сознание - оченьблизки. У Просветленных на Тибете тоже исчезают противоречия добра изла, и люди начинают судить о других не на основе догматики, а на основечего-то чистого, глубинного. И я часто встречал людей, живущих вджунглях, которые в моем понимании были верующими. Может быть, у нихконцепции религиозные отличаются, но этот внутренний диалог с творцом, - он у них был.
- А как происходил ваш с ними диалог? Как вы общались с аборигенами?
- В экспедициях всегда есть генеральный проводник, которого мы берем,он владеет английским языком. В Папуа мы взяли человека с побережья, онзнал один-два папуасских языка. Дальше мы, как правило, набираемцепочку местных жителей. В Папуа проводников у нас было околопятнадцати. Дело в том, что там очень сильно изрезанный рельефместности, и в каждой долине свой язык, диалектов сто пятьдесятпримерно, и часто соседи друг друга не понимают.
- Такие замкнутые культуры, - не развиваются вширь, но и не исчезают?
- Как раз исчезают. И на Папуа, когда мы вернулись туда через четырегода, очень многое изменилось. Цивилизация наступает. Для ИндонезииПапуа Новая Гвинея - как в свое время Дикий Запад для американцев.Отдаленный дикий остров, куда отправляются колонисты, поощряемыеправительством. По мусульманской религии (Индонезия - мусульманскаястрана) в лесу живет дьявол, поэтому лес можно и нужно вырубать. И вотна острове вырубаются леса, появляются чьи-то участки, плантации.
- Как у нас на Горном Алтае. Цивилизация последние 4-5 лет активнонаступает. Смотреть больно, а то ли еще будет.
- Мы были на Алтае в районе Белухи. Дорог там нет, добирались несколькодней на лошадях. Кругом горы. Старики с утра до вечера сидят сбиноклями и разглядывают склоны: там десять маралов прошло в однусторону, там десять в другую... Зато в этих местах сохранилось умениеподковывать лошадь, не заводя ее в стойло, а буквально за несколькоминут "спеленывая" натуго веревками. Наши проводники из Алтайскогозаповедника просили, чтобы я все подробно заснял, - хотели научиться.
- Самое красивое место на Земле где?
- Я всегда влюблен в последнюю экспедицию, так уж получается. Сейчас явлюблен в Эфиопию. С одной стороны это удивительная христианскаястрана, а чуть дальше от центра - абсолютно первобытная Африка во всейсвоей красоте.
Надо мной посмеивались - дескать, уж в Эфиопии ты не найдешь такого,что никто никогда не видел. И тем не менее - мы нашли!
Все началось с того, что мы пошли по маршруту нашего русского офицераАлександра Булатовича, которого сто лет назад отправил в ЭфиопиюНиколай Второй -- с миссией Красного Креста в помощь братскойхристианской стране. Тогда же в Эфиопии были миссии англичан иитальянцев, но русским повезло больше. Булатович так сдружился сэфиопским королем Негусом, что тот через 2 года разрешил ему возглавитьэфиопское войско, которое отправилось на завоевание новых территорий --до границы мынешней Эфиопии с Кенией, до озера Туркано, где теперьнашли останки самого древнгего человека. Булатович пошел в поход с30-тысячной армией, треть которой, кстати, по дороге погибла...
Мы повторяли его маршрут достаточно точно. Это было удивительно.Открываешь дневники, которые он вел более ста лет назад, и вдругоказывается, что мы не только идем по тем же местам, - что даже ситуациислучаются похожие! С определенного места там дорога обрывается иогромная территория никем не контролируемая, уже до самой границы сКенией - такая же первобытная Африкой, какой была. Там живет несколькогрупп племен, которые не имеют контактов с цивилизацией. И это самоеинтересное и было. Мы забрались в такие деревни, где совсем никогда невидели европейцев. Люди разбегались, прятались. Правда, испугались онине столько нас, сколько наших мулов. Мы шли по великому рифовомуразлому - огромной долине, которая начинается далеко-далеко и ведетпочти до Красного моря. Мы двигались по пути миграции древнегочеловека, двигались куда-то совсем вглубь подсознания. Условные Адам иЕва жили там, на Туркано, отсюда человечество распространилось.Миллионы лет прошло, но какая разница? Все мы - родственники.
Эта экспедиция в Эфиопию вся была под такой удивительной звездой.Когда мы оказались уже в этих племенах и к нам вышел вождь, у менясостоялась одна из самых интересных встреч. Потому что я встретился спредком. Он сам такой - не от мира сего, обросший, (остальныеафриканцы бреются налысо, а вождю нельзя стричься), смотрел куда-то вневидимое нам, почти ничего не говорил, так не разу не назвал своегонастоящего имени, хотя несколько имен называл. Я через переводчикаобъяснил ему о нас.
- Что можно объяснить вождю о вас?
- Конечно, не про экспедицию. Мы попросили побыть на его территории,потом пройти через нее - простые такие вещи. У них там война идет сокрестными племенами.
- А чем они воюют?
- Калашниковыми. Абсолютно голые люди, гиганты под два метра ростом(мне сначала казалось, что мы попали к сказочным великанам) - и савтоматами! У них нет контактов с европейцами. При этом туда доходиточень много оружия. До границы с Суданом там 300 километров, доУганды - 250. Для местных жителей это 5-6 дней пешком. ЦенаКалашникова - 5 коров. Это такой подарок им от нас, от цивилизации, ксожалению. Мы туда попали в очень интересный период, когда шли битвына палках - вроде наших кулачных боев. Сначала состязание, но потомбойцы от азарта теряют голову, и тогда уже, случается, что в ход идутавтоматы даже против родственников.
- Первобытные племена агрессивны?
- Меня об этом часто спрашивают журналисты, ищут кровожадных историй.Но мне нечего сказать. Видимо, существует обратная связь. Когдаприходишь к ним, дико боясь, может случиться что угодно. Я когда началмонтировать материал из Эфиопии, люди подходили и смотрели, открыврты. Представляете -- битва гигантов на палках. Треск, мимикасоотвентствующая, скорость у этих палок дикая. И вот я прямо заходил вэтот огромный круг, в центре люди бьются, кто-то олпу разгоняет, полныйхаос, -- и я внутри толпы. Меня спросили, как ты там с нимидоговаривался? Никак, все на ощущениях, главное, чтобы не было страхаили осуждения. Но это у меня, слава богу, выработалось в экспедициях:скорее я у них смогу чему-то научиться, чем они у меня. У меня впоследнее время исчезло ощущение агрессии.
Хотя был эпизод, когда мои проводники пришли с таками дрожащиминижними губами -- и сообщили, что нас планируют убить. Сидятстарейшины и обсуждают с тем самым вождем: может быть, нам их убить,вещи полезные забрать? Проводников серьезно трясло -- дорог поблизостинет, мы в центре огромного племени, куда деваться? А мне даже в этотмомент не стало страшно, не потому, что я такой смельчак, а просто я неощущал эту угрозу старейшин реальностью.
- Старейшины на самом деле старые? Первобытные люди живут дольшенашего?
- Я в Африке видел стариков, солидных по внешнему виду, но как тамвозраст определишь?.. В Эфиопии люди живут долго. Когда человекверующий, он дольше, мне кажется, живет, потому что меньше берет насебя ответственности. Ну на Тибете, конечно, долгожители.
- А я все думаю, - как бы вас о Тибете спросить?
- На Тибете мы были в королевстве Мустанг, на границе Непала и Китая.Это Тибет, каким он был до прихода европейцев 200-300 лет назад. Самоенастоящее королевство, в которм существуют: король, свита, министры,духовная элита. И очень много монастырей.
Там с нами происходили такие удивительные вещи! Мы были как в сказке.Сначала, как в настоящей сказке, ничего было нельзя, все под запретом.Когда мы вошли на территорию Мустанга, за нами закрепили офицеранепальской полиции, и он следил, чтобы мы ничего не снимали, -- дажегоры. А потом что-то такое начало происходить... Мы забрели в одинмонастырь, куда обычно никто не забредает, и попали там в такуюкомнату, которую иначе, чем сказочным хранилищем древности, неназовешь. Свитки, книги, древние статуи, какие-то отрубленные рукисушеные, какие-то бусы непонятные, изображения священные. Монах,который привел нас, все это нам показал. И когда мы вышли из этойкомнаты, оказалось, что мы вышли совсем в другое пространство, все вдругстало можно! Но вначале мы все-таки должны были встретиться с королем.Там если не встретился с королем -- вроде как тебя и нету.
И вот мне пришла гениальная идея. С нами был спутниковый телефон. И япредложил королю ... позвонить. Я знал, что королевский сын учится вКатманду в монастыре. И вот весь королевский дворец высыпал на крышу:королева, маленькеие принцессы. Все поговорили с принцем, и послеэтого двери всех монастырей и всех библиотек для нас открылись.
В королевстве в это время жил один голландец, ученый и одновременно --сотрудник фонда, помогающего Тибету, человек там уважаемый. Он былпоражен: в какое бы сакральное место он не пришел -- только что мы тамбыли. Он нам сказал: "Впечатление, будто вас какая-то сила перемещаетздесь".
Мы дождались в Мустанге самого главного праздника, который проводитсяраз в году. Он связан с очищением королевства. Просветленные монахи,сначала уходят в очень долгие молитвы, полностью себя ограничивают,постятся, очищаются, а после этого проводят эту церемонию с танцами,специальными ритуалами. И мы во всех этих ритуалах участвовали!
- И что это добавляет вашей жизни? Кроме путеквых впечатлений.
- Каждый раз все становится с ног на голову, каждый раз заново понимаешь-- что бы ты там не напридумывал себе, все равно это не главное.Стабильность, догматическая уверенность в чем-то растворяется, кактолько ты оказываешься в другой системе координат. И ты еще наполшажка приближаешься к первобытному сознанию, когда человекощущает себя в мире, как в храме.
И еще я убедился в одной интересной штуке. Все мы, люди, очень похожи.Мне кажется, мы все сидим в одной лодке. А планета -- маленькая икруглая. В ней нет острых углов, нет противоречий. Чем большепутешествуешь, тем больше понимаешь: все мы связаны между собой,реками, океанами, воздушным пространством. В Амазонии вырубят леса,или здесь мы будем больше газов выбросим в атмосферу -- все мыодинаково начнем задыхаться.
Но люди, живущие в лесу, -- они спрашивают у дерева, можно ли имсорвать кокос. Им не придет в голову разрушать храм, в котором ониживут. Мне кажется, я буду очень счастлив, если мне удастся передать этоощущение в фильмах и репортажах.