Экспедиции

Партнеры

1310514937.jpg.png
21.06.2004

Географические программы российского тв: кто есть кто и что есть что?

Леонид Круглов и Сергей Вертелов создали документальный сериал об Эфиопии, вышедший на REN-TV в начале мая, вдвоём. Вопрос: можно ли вообще ограничиться столь малым количеством участников? Ответ: можно, если это формат документального фильма. При производстве программы журнального типа, когда предполагается показ 3-4 сюжетов еженедельно, это исключается. Если съёмочная группа одна, то предполагается из каждой съёмочной экспедиции привозить как минимум 3-4 сюжета, чтобы за время их демонстрации была возможность куда-нибудь съездить и собрать ещё материал. Плюс ко всему, надо учитывать, что формат нерегулярно выходящего кругловского цикла – классические путевые заметки, «реальное», а не постановочное кино. Съёмки проводятся чаще всего без штатива, иногда вообще методом «скрытой камеры». Это те «правила игры», которые изначально и безоговорочно принимаются зрителем, ибо речь идет о показе труднодоступных мест, диких племён, самого процесса экспедиции. Самый свежий пример – сериал «Чёрный лев» об Эфиопии. Есть в фильме определённые недоработки, заметные как специалистам ТВ, так и историкам, знакомым с проблемой. Иногда авторы ударяются в откровенную «профанацию». Но тем не менее, главное впечатление, которое фильм производит на зрителя формируется ощущением причастности к некоей авантюре в пику тем «симуляциям», которые доминируют на ТВ. Этим «поискам приключений» веришь больше, чем тем, которые разворачиваются в эфире центральных телеканалов.

Сама технология осуществления съёмочной экспедиции такого телепроекта отличается от той, которая применяется «основными игроками». У Круглова больше времени на подготовку и больше возможностей для импровизации. Рассмотрим всю цепочку разработки и осуществления проекта.
1. Есть генеральная идея: проникнуть во внутренние районы Центральной Африки на стыке Эфиопии, Судана и Кении, туда, где в незатронутых коммерческим туризмом районах сохранился традиционный уклад жизни чернокожих племён. Материал практически эксклюзивный, поскольку до этого об этих областях Эфиопии никто из российских телевизиощиков не рассказывал.
2. Есть сюжет: повторение пути, пройденного русским офицером Александром Ксаверьевичем Булатовичем в 1897-98 гг. с войсками Менелика II через Каффу по долине реки Омо к озеру Рудольф. Эта экспедиция, значительно расширившая горизонты географических знаний об «экваториальных» областях современной Эфиопии, является при этом «белым пятном» в истории российской географии. «Фильм посвящён русским путешественникам, чьи имена не вошли в учебники географии» - гласит эпиграф к фильму. Раз есть «белое пятно», есть и интрига. Конечно, пятно не совсем белое: в 1971 году дневники Булатовича были опубликованы, хотя это издание уже давно стало библиографической редкостью. Но зритель в массе своей всё равно верит, что «в ходе подготовки экспедиции были обнаружены дневники Булатовича». Ведь перед тем, как отправиться на поиски клада должна быть найдена пиратская карта, не правда ли? Таков закон жанра.
3. Есть исполнители: они же и авторы идеи. Люди опытные, самостоятельные и одновременно неприхотливые. Прихотливым в тех местах делать нечего. В данном конкретном случае есть идея и сюжет, есть н а б р о с к и тематического плана, но нет точного плана передвижения по маршруту, то есть он может существовать тоже в виде набросков. Грубо говоря, такая съёмочная экспедиция сродни романтическому бродяжничеству с камерой: ты никогда не знаешь, где, когда и как закончится твой день (и более того, не кончится ли вместе с ним твой век!..). В этом вся прелесть этого способа и вся неприемлемость для иного формата, нежели документальный сериал.
4. Есть тематический план: первостепенный интерес представляют те места (города, деревни) и племена, о которых рассказывалось в дневниках Булатовича. Может быть, удастся отыскать какие-то материальные следы пребывания Булатовича в Эфиопии, воспоминания или даже предания, связанные с ним. Любопытно будет сравнить, как изменилась жизнь людей с тех пор, как здесь прошёл русский путешественник, да изменилась ли вообще? Реконструкция экспедиций прежних времен – вещь не менее увлекательная, чем, к примеру, прохождение маршрутом похода Александра Македонского в Индию (что уже продемонстрировало БиБиСи на телеканале «Культура»). Правда, Круглов и Вертелов почему-то отклонились от маршрута Булатовича, залетев в сомалийский Могадишо, где он не был (в Абиссинию въезжали через французский порт Джибути), но это уже тонкости.
5. Есть способ и средства: пешком и на лошадях передвигаться необязательно. Для передвижений и общения с местным населением нанимается джип с водителем и переводчиком. Вопросы с ночлегом решаются на месте по ходу дела. Нужно сразу отметить, что такой способ организации поездки не требует больших затрат; гораздо большие расходы возникают, если за дело берётся кто-нибудь из местных туроператоров, стремящихся ободрать как липку заезжего белого человека. Здесь же основные расходы выпадают на аренду джипа, но они легко просчитываются (120-150 долларов в сутки). Палатки для ночлегов можно взять свои. Остаётся выделить средства на питание и «подарки» племенным вождям. Т.е. себестоимость месячной экспедиции по этой схеме может составлять порядка 8000 долларов на съёмочную группу (включая авиаперелёт) при довольно большом количестве «выходного материала». Съёмки проводятся портативной камерой формата Mini-DV.

При создании окончательного варианта фильма Круглов удачно задействует кадры кинохроники, старые фотографии, то есть создаёт необходимый «исторический» фон и предмет сравнения одновременно. 
Съёмки таких программ как «Вокруг света», «Их нравы», «Путешествия натуралиста», «В поисах приключений» проводятся в ином ключе. Наиболее «облегчённый» способ съёмок – у «Непутёвых заметок»: прохождение туристского маршрута со съёмками всего самого интересного, яркого и колоритного, что попадает в кадр. Этот способ можно назвать «Снимаем то, что видим». Для программ формата путеводителя он может быть приемлем. Для программ с элементами публицистики – нет. Но это «нет» - не приговор.
Подготовка к съёмочной экспедиции предполагает создание тематического плана, который должен развёрнуто отвечать на вопросы: где снимаем? что снимаем? Это – первооснова, фундамент будущего маршрута экспедиции. Когда согласован и утверждён маршрут, он фактически приравнивается к плану съёмок. Насколько он жёсткий, напрямую зависит от формата программы. Система «Снимаем то, что видим» долгое время была господствующей при осуществлении съёмочных экспедиций «Вокруг света». Да, изначально составлялся тематический план, но это был скорее свод пожеланий и рекомендаций. То, что получалось «на выходе» часто не имело ничего общего с запланированным. Нужно учитывать, конечно, что любой сюжет является прежде всего авторским произведением конкретного корреспондента, которое «оттачивается» и принимает конкретные формы уже на месте. Переход в 2003 году на «сценарный» принцип создания сюжета сам по себе интересен, но вряд ли стопроцентно эффективен. Он предполагает создание сценария сюжета, которому будет подчинён полностью весь ход съёмок, расписаны все стендапы и планы, но здесь и подстерегает основная опасность. Всё хорошо и гладко, когда речь идёт о «накатанном», «заезженном», цивилизованном и пунктуальном. Когда речь идёт о съёмках в странах, ни под одну из этих категорий не подпадающих, тогда написание сценария может оказаться сизифовым трудом. Ещё один момент, достаточно серьёзный при всей его комичности. Как и откуда черпается необходимый фактологический материал для своего сценария? Из книг и Интернета? Но по целому ряду стран «книжная» информация относится к концу 1970-х годов, а в Интернете редко можно найти информацию в объёме, необходимом для серьёзной подготовки материала. Можно, конечно, покопавшись в русскоязычном Интернете, найти путевые заметки одного-двух путешественников, побывавших в тех краях, но ведь это капля в море... И потом, удобство получения информации не отходя от монитора компьютера развращает: из передачи в передачу кочуют фразы и цитаты, которые где-то у кого-то уже читал. Конечно, это же так просто подготовить закадровый текст методом компиляций! Но о работе редакторов (также принимающих участие в разработке тематического плана) мы поговорим отдельно. Этот момент был затронут только потому, что у потенциального сценариста те же источники информации, что у редакторов, и очень часто они готовят тематический план (сценарий), не имеющий ничего общего с современной действительностью и возможностью её показать. Грубо говоря, в теории известно, что в таком-то месте живёт некое дикое племя, практикующее интересный обряд жертвоприножений. Хорошо было бы его снять. Но по приезде оказывается, что они вовсе не дикие, ходят в обычных шортах и футболках, а интересующее гостей жертвоприношение проводится раз в десять лет. И сейчас как раз «несезон» его проведения. А мясо человеческое ели в последний раз лет сто тому назад. Одним словом, никакой экзотики, никакой интриги. Остаётся идти снимать рыбалку...

На мой взгляд, уходящий с эфира строгий научно-популярный формат требует троекратных усилий по отбору материала для подготовки сюжетов. Когда речь идёт о проектах типа эфиопского «Чёрного льва» Леонида Круглова, то, здесь речь может идти уже об определённой исследовательской работе: изыскание подлинных документов в архивах, старых фотографий, кадров кинохроники. Подчёркиваю: это уже не столько популяризация «давно открытого», сколько по-настоящему научное исследование (а уже потом – популяризация его результатов!). Самое замечательное то, что зритель становится соучастником этого исследования, проходя шаг за шагом вслед за Булатовичем и Кругловым. Перед ним встаёт тайна, которую нужно раскрыть. Может, т а м, в конце, и тайны-то никакой нет, и американские туристы в кондиционированных джипах давно изъездили вдоль и поперёк «неисследованные» земли, но для нас, россиян, они так же загадочны, как и сто лет тому назад.


Возврат к списку